Заметки С. Л. Перовской

Заметки С. Л. Перовской


1871 - 72 гг.

В. В. Берви-Флеровский: «Инстинкты и свойства человека таковы, что они прямо указывают на цель его существования и, следовательно, невольно навязывается убеждение, что цель человеческого существования — это плодить жизнь на земле... Уже во время мамонта и ранее человек мог. постигнуть истинное свое назначение — размножать жизнь» (Берви-Флеровский В. В Азбука социальных наук. СПб., 1871, с. 35, 36)

26 ноября.

Что такое сознательное отношение человека к себе и окружающему? Мышление человека разделяется на два рода: на анализ и вывод. Анализ состоит в том, что человек, видя какое-нибудь явление, происходящее в нем самом или во внешнем мире, начинает отыскивать его причины, как прямые, т. е. такие, которые дают основу явления, так и косвенные, которые отклоняют его в эту или другую сторону, правильно группирует эти причины и следствия, определяет, какие причины нормальны, какие ложны и, следовательно, какие должны быть устранены и какие должны быть приняты. Вот анализ явления, дающий человеку полную и правильную его картину.

Вывод состоит в том, что человек, видя известные явления и зная цель, которой они должны достигнуть, разбирает, насколько и каким образом эти явления удовлетворяют своей цели, и сообразно этому прямо устанавливает свое отношение к этим явлениям. Например, человек признает, что отношение его к известным другим людям должно быть таково, чтобы они все более сближались друг с другом, т. е. чтобы они все более узнавали образ мышления и убеждений друг друга (конечно, сближение и не в одном этом состоит). Видя, что существующие отношения этому не удовлетворяют, т. е., что нет обмена мыслей, он выводит, что нужно установить обмен мыслей и потому начинает вызывать людей на различные разговоры. Т. е. тут человек не разбирает причины данного явления и не старается проследить соотношение различных фактов в, этом явлении и только на основании цели выводит свое отношение к явлению.

Каждый из этих рядов мышления, взятый в отдельности, не дает человеку сознательного отношения к явлениям.

2 декабря.

Флеровский ставит целью человечества плодить жизнь на земле. Но это совершенно ошибочно и вот почему.

Цель человечества можно вывести двояким образом:

1) Исследовав законы природы, по которым развивается и идет жизнь человечества, открывается конец и направление этого развития. Это и составит цель. Но таким образом невозможно открыть цель, так как она будет зависеть от конца и направления развития всего земного шара, потому что, если законы последнего приведут его к окончательному охлаждению, вся органическая жизнь, следовательно и человеческая, уничтожится, а потому и концом или целью человечества будет окончательное его уничтожение. Итак, из законов природы нельзя вывести цели Флеровского.

2) Другим образом вывести цель человечества можно, наблюдая, к чему стремится нравственная и умственная деятельность как групп людей (государств), так и отдельных личностей. Но, делая такое наблюдение, вовсе не замечаешь, чтобы люди стремились к цели Флеровского. Замечается же, что есть действия людей, имеющие одну цель: счастье. К этой цели в большей части случаев люди всегда стремились до известной степени сознательно, в том отношении, что они всегда старались ее достигнуть через прямые действия или через вознаграждение своих прямых действий.

Но эта цель очень различно понимаема, т, е. различно понимают, в чем состоит счастье, и пути к достижению цели выбираются различные.

Наибольшего счастья человечество может достичь тогда, когда индивидуальность каждого человека будет уважаться, и каждый человек будет сознавать, что его счастье неразрывно связано со счастьем всего общества. Высшее же счастье человека заключается в свободное умственной и нравственной деятельности.

1 июля.

Что нужно для того, чтобы личность выбрала себе основательно путь для достижения своей цели?

1)Теоретическое знание. Не зная, каким законам подчиняется материал, над которым ей приходится действовать, лично не сможет им управлять, а потому может прийти к результату, противоположному тому, которого она хотела. Притом она не сможет без этого никого убедить в верности своего пути.

2) Практическое знание. Без него личность не может приложить законы теоретического знания, а потому, начиная действовать по теоретически выработанному пути, она может встать в тупик или начать метаться при встрече с незнакомой обстановкой, и могут оказаться несообразности теории с практикой, вслед которым придется изменять теорию.

3) Знание своих свойств. Это тоже практическое знание. Своя субъективность будет непременным элементом во всех действиях личности, а потому, не зная этого элемента, личность не сможет сделать правильного расчета наискорейшего для себя пути к достижению цели.

Итак, личность тогда только действует основательным, наиболее полезным и критическим путем, когда она изучила все эти три элемента и привела их в согласие, следствием чего и явится путь.

Top.Mail.Ru

Сайт создан в системе uCoz