front3.jpg (8125 bytes)


ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ШУМАХЕР

(1817—1891)

автор сатирических произведений, широко распространявшихся в списках во второй половине XIX в. Сб. поэта «Для всякого употребления» (Спб., 1872) был запрещен к выпуску в свет решением С.-Петербург. окружного суда. При содействии И. С. Тургенева первые сб. сатирических стихов Шумахера «Моим землякам» были напечатаны в Берлине (кн. 1 — 1873; кн. 2 — 1880); одной книгой они переизданы в Женеве в 1898 г.


Сказка про белого царя (1859)
Изображенье Российского царства (1861)
У Цепного моста... (1872)
Сердце царево в руце божией (1881)


СКАЗКА ПРО БЕЛОГО ЦАРЯ

«Вот, не в котором царстве»,
Как сказывали встарь,
Сидел на государстве
Могучий белый царь.
Носил с орлами каску,
Боялся букваря...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?

Народ его был черный:
Он мыться запрещал
И казнию позорной
Ослушников карал.
И задал же острастку
Он после «Декабря»...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?

Живя в разладе с веком,
Прогресс не признавал,
И только человеком
Лакея называл.
Носил величья маску,
Свой сан боготворя...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?

Лёв* Львовича, соседа,
Царем не признавал;
Считал за мироеда
И рать свою послал
Задать Левошке таску –
На Черные моря...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?

Расчел ли он неверно,
Надеялся ль на фукс, —
Но дело вышло скверно:
Он взял и принял Nux.
С тех пор пошло в развязку,
Сынку благодаря...
Ужо скажу вам сказку
Про красного царя!

1859

*Louis русские нередко переводят – Лёв (прим. автора)


ИЗОБРАЖЕНЬЕ РОССИЙСКОГО ЦАРСТВА

Чуя невзгоду дворянскому роду,
Баре судачат и лают свободу;
Обер-лакеи, спасая ливреи,
Гонят в три шеи живые идеи.
Образ правленья — холопства и барства —
Изображенье Российского царства.

Видя, как шатки и плохи порядки,
Все без оглядки пустились брать взятки,
Львы-ветераны, наперсники трона,
Дремлют, болваны, на страже закона;
А дел вершенье — в руках секретарства —
Изображенье Российского царства.

Для укрепленья филея и мозгу
Корень ученья нам вырастил розгу;
Книг лишних нету, читай что прикажут;
Чуть больше свету — окошко замажут.
Мрак и растленье в видах государства —
Изображенье Российского царства.

Канты, кафтаны, смотры и парады,
Каски, султаны, полки и бригады,
Сабли да шпоры, усы да мундиры,
Дурни да воры — отцы-командиры;
Поле сраженья — арена мытарства —
Изображенье Российского царства.

Самодержавье, народность, жандармы,
Дичь, православье, шинки да казармы;
Тесно свободе, в законах лазейки;
Бедность в народе, в казне ни копейки;
Лоск просвещенья на броне татарства –
Изображенье Российского царства!

1861


У ЦЕПНОГО МОСТА

У Цепного моста
Видел я потеху:
Черт, держась за пузо,
Помирал со смеху.

«Батюшки! нет мочи! —
Говорил лукавый. —
В Третьем отделеньи
Изучают право!

Право на бесправье!..
Этак скоро, братцы,
Мне за богословье
Надо приниматься.

Март 1872


СЕРДЦЕ ЦАРЕВО В РУЦЕ БОЖИЕЙ

1

Пока наш русский бог
С царем сидел на троне,
Сам черт и тот не мог
Напакостить короне.
Все козни дерзких клик,
Все шутки нигилистов —
Предупреждали вмиг
Жандарм и частный пристав.
Чуть мину где взорвут,
Чуть выстрелят откуда –
Уж русский бог как тут
И совершает чудо...
. . . . . . . . . . . .

С начальства взяв пример,
Молебны отслужили,
И марш в «Фоли-бержер»,
И снова закружили!..

2

Но вот раздался звон
Меж жителей столицы,
Что пойман купидон
У горничной царицы...
Не грех и не беда:
Все очень понимают,
Что фрейлины всегда
На ... хромают.
Сам царь им делал честь
И лазал к ним в постели;
На то они и есть —
Дворцовые мамзели.
Таков уж там манер.
Всех тянет к купидону...
Allons* в «Фоли-бержер»?
А ужинать — к Донону...

3

Бог сердится, но бдит,
Сложив браду на чреслах;
Глядь влево — ан сидит
Амур с ним рядом в креслах...
«Ах ты, Венерин сын!
Ты как здесь на престоле?» —
«Я здешний семьянин,
По высочайшей воле...»
— «Ну нет, ребята, пас!
От срама от такова
Бежать скорей от вас...» —
И выслал Русакова.

1881

*Идем (фр.).— Ред.



ПРИМЕЧАНИЯ

Сказка про белого царя. Могучий белый царь — Николай I. Носил с орлами каску. Имеется в виду деталь формы кавалергардов — конного гвардейского полка, в котором числился Николай I. И задал же острастку Он после «Декабря»... Речь идет о жестоких репрессиях по отношению к участникам восстания 14 декабря 1825 г. И только ч е л о в е к о м Лакея называл. Слово «человек» употреблялось как уничижительная форма обращения к прислуге. Лёв Львовича, соседа, Царем не признавал. Имеется в виду Луи Бонапарт (Наполеон III), которого Николай I не сразу признал императором Франции. И рать свою послал Задать Левошке таску. Речь идет о Крымской войне 1853—1856 гг. Фукс — термин биллиардной игры (неожиданная удача). Он взял и принял Nux. Nux vomica — стрихнин; по слухам, Николай I покончил жизнь самоубийством, отравившись ядом. С тех пор пошло в развязку и т. д. Намек на Александра II (красного царя), провозгласившего в начале царствования необходимость реформ.

Изображенье Российского царства. Распространялось в списках; текст списка, обнаруженного Е. Г. Бушканцем в ЦГАОР, существенно отличается от публикуемого:

Царствуют львами в России дворяне.
Волками воют в России крестьяне.
Барские затеи на их же шее.
Тут же лакеи их грабят, злодеи.
И нет спасенья от этого барства —
Изображенье Российского царства.

Стары, отсталы в палатах Фемиды
Спят генералы — ума инвалиды,
Глухи и слепы, не видят, не слышат,
Сухи, как щепы, чуть живы, чуть дышат;
А дела решенья в руках секретарства —
Изображенье Российского царства.

Школы, лицеи, университеты,
Оранжереи, где преют кадеты, —
По алфавиту пробита дорожка,
Чуть больше свету — замажут окошко;
Из просвещенья выходит школярство... —
Изображенье Российского царства.

Каски, шевроны, полки и бригады,
Канты, погоны, смотры и парады.
Всё чтоб блестело... Шагают и преют.
Сунулись в дело — стрелять не умеют.
На привиденье свалили фиглярство —
Изображенье Российского царства.

Дичь, рабство, подкуп, цензура, шпионы,
Кнут, взятки, откуп, гнилые законы,
Ложь, казнокрадство, система лазеек,
В цифрах богатство, в казне пять копеек,
Лоск просвещенья на броне татарства –
Изображенье Российского царства.

(«Революционная ситуация в России в 1859 — 1861 гг.» М., 1962. <Сб. 2>).

Самодержавье, народность... православье.
«Православие, самодержавие и народность» — лозунг «теории официальной народности», выдвинутой министром народного просвещения графом С. С. Уваровым (1786-1855).

У цепного моста. Стихотворение написано по поводу лекций юриста П. Н. Рыбникова в III Отделении о порядке производства следствий. III Отделение находилось около Цепного моста через Фонтанку (ныне мост Пестеля). Широко распространялось в списках.

Сердце царево в руце божией. Ст-ние является откликом на убийство народовольцами Александра II. Широко распространялось в списках. Русский бог. Ср. развитие этой темы в одноименном ст-нии П. Вяземского. «Фоли-бержер» — увеселительное заведение с весьма дурной славой. Донон — владелец дорогого петербург. ресторана. Русаков (правильнее: Рысаков) Ник. Ив. (1861—1881) — народоволец, 1 марта 1881 г. бросил первую бомбу в царя; после ареста выдал всех, о ком знал хоть что-нибудь. Повешен 3.4.1881 г.


Оглавление| | Персоналии | Документы | Петербург"НВ" |
"НВ"в литературе| Библиография|




Сайт управляется системой uCoz